Если рассматривать сотрудников в целом, то каждый новый сотрудник должен делать работу компании эффективнее, а значит и зарабатывать она должна больше. Разработчики делают хороший продукт — его покупают, бухгалтер знает о том, как применить льготы, — получаем больше прибыли, продавцы хорошо продают — больше выручки. Понятно, что есть ряд обслуживающих сотрудников, которые на эффективность бизнеса не влияют, но их не так много, поэтому в наших расчетах можем ими пренебречь.

Получается, что между заработком компании и расходами компании на фонд оплаты труда должна быть определенная корреляция: нам хочется, чтобы вместе с расходами на ФОТ рос и заработок компании.

Для того, чтобы отследить эту корреляцию давайте построим два графика на одной плоскости: выручка компании и расходы на ФОТ по месяцам.

Пример нормальной корреляции между ФОТ и выручкой компании

Пример выше показывает нормальный уровень корреляции между ФОТ и выручкой компании: чем больше компания тратит на сотрудников, тем больше зарабатывает. Значит люди, которые приходят в компанию, усиливают ее.

Еще можно считать выручку компании в расчете на одного сотрудника. Такую метрику тоже можно использовать для оценки эффективности персонала.

Давайте рассмотрим пример, когда компания нанимает людей, не дающих ей рост.

Расходы на ФОТ растут сильно быстрее, чем выручка

Сразу можно заметить, что с июля доля ФОТ в расходах компании начала расти и до конца года ситуация не изменилась в лучшую сторону.

Такой график — повод провести ретроспективу найма, оценить эффективность людей, внедрить системы KPI, где это возможно, и попрощаться с людьми, которые не несут пользы для компании. Еще возможно, что у вас в компании неправильно выстроена система мотивации и ее нужно пересмотреть.

Оцените эффективность персонала в своей компании. Вооружитесь Экселем или другим инструментом. Успехов!