Термин «‎финансовая безопасность компании»‎ каждый понимает по-своему. На самом деле за ним скрываются вполне конкретные показатели. Всего их три.

Финансовая независимость

Финансовая независимость — показатель, который отражает то, насколько бизнес зависит от внешних источников финансирования. Здесь речь идет прежде всего о кредиторской задолженности.

  1. Кредиторка перед поставщиками.
  2. Перед клиентами.
  3. Перед сотрудниками.
  4. Перед вашими заемщиками.

Если у компании есть кредиты, нужно задуматься о финансовой независимости. Собственные средства компании и заемные должны соотноситься в пропорции 50 на 50.

собственный капитал = заемный капитал

Так компания считается финансово независимой. Риски возникают, когда  пропорция смещается в сторону заемных средств.

Финансовая устойчивость

Финансовая устойчивость показывает за счет каких источников обеспечиваются активы компании. Среди источников могут быть деньги, дебиторка, запасы на складе и основные средства компании.

Устойчивыми источниками считаются собственные деньги компании и долгосрочные кредиты — это кредиты со сроком погашения более 12 месяцев. Краткосрочные займы, которые нужно погасить в течение года, не относятся к устойчивым источникам.

Устойчивых источников должно быть больше, чем неустойчивых. Если у компании много краткосрочных займов, от них нужно избавиться: погасить или реструктурировать.

Быстрая ликвидность

Быстрая ликвидность показывает, хватит ли компании своих денег и дебиторки, чтобы закрыть долги.

кредиторка ≤ дебиторка + деньги

На что смотреть в управленческих отчетах?

Управленческая отчетность — это то, что поможет вашему бизнесу выжить в кризис. Поэтому, если вы вдруг еще не собираете ее, начните делать это как можно скорее. Проще всего начать через наш сервис Adesk. Без этих отчетов вы не сможете принимать взвешенные решения.

В балансовом отчете смотрим на соотношение своих и чужих денег. Стремимся к тому, чтобы своих было больше. Окей, если соотношение денег и дебиторки к заемному капиталу 1 к 1.

В отчете о движении денег следим за динамикой поступлений и выплат. Стремимся к тому, чтобы поступлений было больше. Заведите резервные фонды и следите за остатками.

Скриншот из сервиса Adesk

В отчете о прибылях и убытках следим за рентабельностью по чистой прибыли. Рентабельность должна расти даже если выручка падает — это показывает, что бизнес работает эффективно. Значит, вы реагируете на изменения, оптимизируете расходы.

Скриншот из сервиса Adesk

Как работать с денежным потоком

Основной принцип: впускать деньги в компанию, но по максимуму не выпускать.

Что конкретно можно предпринять, чтобы сохранить денежный поток:

  1. Взглянуть на свои текущие и плановые контракты и спрогнозировать поступления, чтобы понимать сколько денег вы можете ожидать.
  2. Собрать все свои плановые платежи: по кредиторке и закупкам.
  3. Построить платежный календарь, чтобы видеть все как на ладони.
  4. Договориться с клиентами: брать больше предоплату, снизить отсрочки платежей.
  5. Договориться о скидке на аренду помещения. Скорее всего, у арендодателя не будет выбора.
  6. Ввести строгую работу с дебиторкой: жестко отслеживать сроки погашения, подписать доп. соглашения о санкциях в случае просрочки платежа.
  7. Продать дебиторку.
  8. Стараться не выводить деньги из бизнеса.
  9. Не старайтесь быстрее расплачиваться с контрагентами. Так вы усиливаете отток денег из компании.

Как повысить эффективность бизнеса

Ваша задача сейчас: сделать так, чтобы выручки было больше, а расходов меньше.

  1. Кризис открывает много новых ниш. Подумайте, возможно, вы сможете быстро запустить новое направление и начать на нем зарабатывать.
  2. Взгляните на эффективность текущих направлений. Скорее всего, стоит выбрать те, на которых нужно сосредоточиться, а остальным понизить приоритет.
  3. Постройте финансовую модель и взгляните, за какие рычажки вы можете «подёргать», чтобы бизнес начал работать эффективнее.
  4. Оптимизируйте часть расходов — те расходы, без которых вы продолжите нормально функционировать. Например, отказаться от офиса и сэкономить приличное количество средств на этом.
  5. Менеджерам повысить % за перевыполнение плана и начислять его только при полностью закрытой дебиторке.
  6. Искать новых поставщиков, договариваться с текущими.
  7. Искать новое сырье.
  8. Не увеличивать кредитную нагрузку, если есть такая возможность.
  9. Государство постоянно предлагает какие-то льготы и инструменты поддержки — регулярно отслеживайте их, возможно, что-то из этого вы сможете использовать.

P.S.

Хладнокровно примите текущую реальность. Неопределенность — это новая норма жизни. Стабильности снаружи в ближайшее время не будет. Создавайте свою стабильность изнутри.

Обязательно регулярно ведите учет доходов и расходов. Цифры — это ваш единственный источник правды. Только так вы сможете принимать верные управленческие решения. Все остальное — это не про системный бизнес.

Заботьтесь о себе. Больше физической активности, прогулок на свежем воздухе и встреч с близкими.