Что такое косвенные расходы и чем они отличаются от прямых

Прежде чем перейти к основной теме, давайте разберемся, какие расходы считать прямыми, а какие косвенными:

  • Косвенные расходы. Это такие затраты компании, которые нельзя напрямую отнести на себестоимость конкретного изделия или полностью включить в расходы на реализацию определенного проекта. Например, это услуги клининговой компании, зарплата маркетолога или бухгалтера — от этих расходов не зависит реализация товара или услуги.
  • Прямые расходы. Они непосредственно влияют на производство продукта, их можно четко отнести к определенному направлению. К примеру, это может быть зарплата продавца в конкретном магазине, аренда помещения, сырье для производства продукции. 

Как безошибочно определить, косвенный расход или прямой? Задайте себе вопрос: будет ли существовать ваш продукт, если этот расход убрать? Если нет – это прямой расход, если да – косвенный.

Сеть кофеен, которая не будет оплачивать аренду помещения и закупать продукты, не сможет кормить посетителей, значит, арендная плата и продукты – это прямые расходы. А вот если убрать маркетолога, заведения вполне могут существовать, поэтому зарплата специалиста по продвижению ресторана будет косвенным расходом. 

Что будет, если делить косвенные расходы по проектам

С прямыми расходами все понятно – они относятся к конкретному проекту или направлению. А вот с косвенными все сложнее – с одной стороны, они относятся ко всем проектам сразу, с другой – прямо они не относятся ни к одному из них. И вот не зная, куда эти расходы девать, предприниматели просто делят их по проектам. Что из этого выходит? Давайте посмотрим на примере. 

У нас 2 ресторана, на которые мы тратим 900 000 рублей в месяц: на рекламу, зарплату бухгалтера, аренду центрального офиса. Поделим косвенные на два ресторана и посчитаем прибыль по каждому из них – вычтем из выручки все расходы. 

Из расчетов видим, что первый ресторан вообще не приносит прибыли, а второй работает в убыток. По-хорошему, убыточную точку нужно закрывать или реанимировать, но времени на это у нас не было – предложили выгодное помещение для третьего ресторана. Теперь те же 900 000 рублей косвенных расходов будут делиться не на два проекта, а на три.

Получается, что с открытием нового заведения, точки, которые раньше не приносили денег, вдруг стали прибыльными. И с открытием каждого нового ресторана прибыльность старых будет только расти, так как косвенные расходы распределятся и на них. Естественно, такого быть не может – мы ничего не сделали, а убыточные точки вдруг стали приносить нам деньги. 

Распределение косвенных расходов по проектам дает неправильное представление об эффективности каждого из них. 

Как правильно оценивать доходность проектов

Как вы поняли, в расчетах рентабельности проектов косвенные расходы не участвуют. Как тогда правильно считать? Сначала нужно рассчитать валовую прибыль – разницу между выручкой и прямыми расходами компании. 

Валовая прибыль = выручка – прямые расходы

Оставим пример с ресторанами и получим:

Видим, что новый ресторан приносит нам больше прибыли, чем два старых. Значит ли это, что он работает лучше? Не факт. Проверить это поможет валовая рентабельность – она покажет, насколько эффективно используются ресурсы в каждом заведении. 

Рентабельность = валовая прибыль/выручка х 100%

Несмотря на то что валовая прибыль у первого и третьего ресторанов разная, рентабельность у них почти одинаковая. Второй ресторан, наоборот, был почти на одном уровне по валовой прибыли с первым рестораном, но его рентабельность в два раза ниже. Зная это, мы можем принимать управленческие решения: закрывать ресторан, менять поставщиков, повышать эффективность работы сотрудников. А главное – при таких расчетах мы не усредняем показатели, «размазывая» косвенные расходы по проектам.

Как правильно учитывать косвенные расходы

Тут могут возникнуть логичные вопросы: а как же косвенные расходы? Когда и как их надо учитывать? Они понадобятся, чтобы понять, сколько всего денег мы заработали, то есть чистую прибыль бизнеса.

Операционная прибыль = валовая прибыль – косвенные расходы 

Подведем итоги

  • Если равномерно распределить косвенные расходы по каждому направлению, то результаты будут необъективные. Эти расходы лучше учитывать в самом конце, для того чтобы узнать чистую прибыль.
  • Эффективность отдельного направления можно определить по рентабельности. Для этого делим валовую прибыль на выручку и умножаем на 100. По показателю рентабельности можем решить, какие направления оставить, а какие — закрыть.
  • Валовая прибыль помогает понять, насколько рационально бизнес использует средства для производства продукта. Чтобы ее посчитать, надо найти разницу между выручкой и прямыми расходами.